Статьи

КУЗНЕЧНЫЕ ФЕСТИВАЛИ СОЮЗА КУЗНЕЦОВ РОССИИ

Якутия

Выбор Республики Саха (Якутия) для проведения фестиваля по кузнечному делу не случаен. Якутия имеет богатое историческое наследие, огромные запасы железной руды, развитую научно-образовательную инфраструктуру в области переработки и использования рудного сырья, а также большое количество мастеров, которые превратили якутский музыкальный инструмент хомус и якутский нож в своего рода бренд республики.

Что ж, мы сформировали делегацию Союза кузнецов России и отправились на Первый якутский кузнечный фестиваль. Само собой, в Якутию только самолетом можно долететь. Вариант до Нерюнгри поездом, оттуда на автобусе показался глупым, поэтому Шереметьево, Боинг 767, 6 часов лету, 5000 километров по прямой.

Только прилетели, сразу сели в заказной автобус, поехали в гостиницу (Школа олимпийского резерва Якутии), где и кинули вещи в трехместных номерах. Ну... ничего так, прилично, душ свежий, белье чистое... или наоборот, не помню.

Затем начался тур дня приезда. Три музея почти без пауз, обед в столовой Дома правительства, оттуда на прием-совещание к вице-спикеру Якутии Н.А. Жиркову. Поговорили содержательно, наметили ценные "шаги", человек явно умный. Сильно встрепенулся, когда услышал, что якутские ножи на наших ЧР стабильно занимают последние места с разницей показателей в 10-20 раз. Уточнил - 10 место? Нет, именно разы. Записал... В общем, поговорили.

Однако, вечер первого дня. Вылетели из Москвы ночью, прилетели в 10 утра по местному, к вечеру на совещании были уже никакие. Акклиматизация...

 

Хомус/варган - это вторая национальная гордость якутов после якутского ножа, даже алмазы на третьем месте. Президент Франклин и Петр Первый умели играть на варгане и уважали этот инструмент. В музее их более 600 штук, а хранитель совершенно фанатичный человек. Варганом/хомусом в мире занимаются тысячи, проводятся конгрессы и так далее, приехали импорты и на это раз - из Японии и Ирландии.

Считается, что кузнец, который не умеет делать хомус - не кузнец, а плющила, поэтому их делают все. Бывают они разные, от простейших брякалок, до тонко настроенных инструментов с глубоким голосом. Бывают и фэнтези... один такой явился создателю девайся во сне и объявил о будущем. Забыл, что, но что-то такое-эдакое будет в 2035 году...

Сутки в Якутии тянутся просто невероятно, время идет медленнее раза в 4, и к концу дня стало казаться, что мы тут уже неделю. Да и ночи в нашем понимании нет - светло и ясно. Поездили по городу, пофотал на бегу. Общее впечатление - плана города как такового нет, и среди немыслимых хибар строят хай-тековские здания. Дороги как у нас на селе, машины праворукие, за все время увидели пару фольксвагенов и пару мерседесов, зато встречали немало лэйблов, которых в Москве не видели ни разу. Магазины...это нечто. Попытка купить что-то на ужин напомнила экскурсию - Это что у вас? Ага…понятно. Бутыль кефира Дэнон 140 рублей, а кефир местного разлива отведали и вылили. Водка на вид и вкус ничего, но после ее употребления один член делегации начал медитировать и гудеть как буддист, а другой во сне изображал радио и орал матом на телефон. Коварный напиток... Кстати, на входе в спортшколу висит плакат/объявление – «Зона трезвости».

 

День второй. Фестиваль проходил за городом, в священном месте якутов Ус-Хатын. В общем, степь. Кольцеобразная бревенчатая крепосца, по кругу загончики/стенды, по центру кричная печь, напротив входных ворот сцена. Началось с сюрприза - финансирование мероприятия срезали, купили только наковальни и горнов нет, только парочка привезенных с собой из улусов. От неожиданности малость расстроился... потом подумал и решил, что мастер-классы "от приезжих" устроим в следующий раз. В общем-то и слава Богу, потому как отдохнуть толком не удалось, слишком плотным был первый день, да и перелет через часовые пояса тоже не сахар.

Знакомые якуты встретили теплом, их у меня там оказалось довольно много, так что ощущения очень уж новизны не было. Впрочем, впечатлило оборудование, которое улусские кузнецы привезли с собой. Да уж, век электричества немногое прибавил в оснастке. Не зря я вице-спикеру заявил о назревшем переходе в 21-й век...

Центральное действо (после речей и игры на хомусе) -выплавка крицы. Руда местная, сидерит, 46% феррума, ее там буквально навалом, уголь саможженый, мастер - Николай Потапов. Он был на "Клинке" несколько раз, в мастерской висят дипломы за победы в художественных конкурсах...да и вообще человек неординарный. Высшее образование, оборудованная мастерская, светлый ум и добрый нрав. В общем, наш человек. Совсем наш - теперь он руководитель секции оружейников СК в Якутии.

Сначала печь аккуратно запалили, подули ручными мехами, неизбежный шаман погудел-пошаманил, покидал лепешек с жерло, потом включили насос-вентилятор. Плавка шла 12 часов, должна была закончиться в полночь, привезенные книги тут же расхватали (я обещал привезти), а одну таки мгновенно сперли. Ну что же, все люди, все человеки.

Надо непременно отметить, нам там были искренне рады. Якуты (те, которых мы встретили), вообще добродушный и радушный народ. Не скажу, что носили на руках (потому как возили на своих машинах), но недочеты в организации первого фестиваля с лихвой перекрыли гостеприимством. Организатор пригласил нас к себе на дачу отобедать в национальном стиле, да и вообще отдохнуть. Признаюсь, когда я услышал про "национальный стиль" то малость встревожился, ибо служил в армии в Монголии и четко уяснил правило - кумыс не пить, конину не есть, неизвестный продукт не пробовать, ибо европейский желудок воспринимает не всё. Однако тут было все б/м цивильно - товарищ работал ранее в правительстве, его супруга тоже, поэтому кроме кровяной колбасы и еще кой-чего другой экзотики не было. Самодельная сметана, варенье и прочее - выше всяких похвал.

Загородный дом, в углу сада национальный якутский дом (типа беседки для отдыха), и если бы не стаи злобных комаров размером с воробья, была бы сельская идиллия.

 

Ну что же, вечером-ночью произошла выемка крицы, снимать телефоном было бесполезно, поэтому - вынули, поаплодировали, растащили крицу на сувениры. И поехали спать, ибо день был жарким, под 30, а солнце жарило по южному.

Утром еще один сюрприз, о котором нас предупреждали еще до отъезда - мол, климат резко континентальный, перепады температур бывают резкими. Я счел одной байковой рубашки достаточной, коллеги же прихватили и куртки и свитера. И оказались правы -следующий день был то ли по-весеннему, то ли по осеннему холодным - от силы градусов 10. Жгли костер и кучковались вокруг него, проводя время в беседах на кузнечные темы.

Впрочем, вскоре вышло солнце и наша ребята-мужики грелись работой, что вызвало ажиотаж. Художественной ковки как таковой в Якутии нет - вообще нет, поэтому ковка кочережек из каких-то жутких деталей от спецтехники (сталь там марки неизвестной, но никак не ниже легированной пружины) и обычные сувенирные подковы рассматривались как шоу с другой планеты.

Потом начался конкурс ножей, от судейства которого я наотрез отказался - не хватало мне еще кого-то "засудить", да еще и "сказать" что-то не так, поэтому "рука Москвы" тут никого за горло не брала. Руководитель местных кузнецов, президент Ассоциации кузнецов и металлургов Саха-Якутии Н.Н. Бурцев силен в науке, поэтому разработал оригинальную методику оценки остроты и затупления и т.д., выводя таблицы и коэффициенты на компе, поэтому здесь конкурс прошел без замечаний и претензий. Победители даже на вид выглядели солидно.

А вот в конкурс батыи и батаса я влез, ибо это было вообще в первый раз, т.к. девайсы рассматривались местными органами как ХО и были в загоне. Ну, под нашей "крышей" все прошло гладко. По крайней мере с правовой стороны. Каната или еще чего-то схожего не было, поэтому пришлось срочно тащить березовые палки одинаковой длины и рубить их - девайсы рубящие, типа мачете или нагинаты.

Посмотрев на предметы, я счел правильным переместиться с записями из "зоны разлета осколков" - и правильно сделал, ибо из семи изделий два разлетелись, переломившись в рукояти.

 

Победителей наградили, вручив кому бензопилу, кому бензокосу, кому просто чек на 3 тысячи, а спонсор решил дополнительно подарить участникам свою авторскую песню, что и сделал. Потом обычное закрытие мероприятия с благодарственными речами, и разъезд.

Время текло по прежнему медленно и было полное ощущение застывшей недели. Неужели люди в России везде так живут, когда день бесконечен?

Ощущению бесконечности сильно способствовало то самое радушие якутов, о котором я писал ранее. Ни минуты покоя, ни минуты простоя. Чуть пауза, тут же предложение - а давайте съездим ко мне в мастерскую? А давайте съездим ко мне домой, там супруга обед приготовила? А давайте съездим на Лену, тут недалеко, верст 20? И ездили и туда, и сюда. То осетром местным накормят, то тайменем замороженным на мерзлоте (строганиной, значит) то бутерброды с местной же икрой, красной и черной...это да, это сильно. Я, оказывается, и не знал вкуса этих продуктов...так, химия крашенная.

Скупые упоминания про охоту-рыбалку (некогда особо расспрашивать) тоже изменили мнение о данных занятиях. Типа, три "сахарных" мешка карасей из одной лунки, нерки в метр длиной, еще всякое подобное. Да, ребята реально живут в реальном мире, где "дорогой" павловский нож после первой пробы просто кинули в сугроб, не глядя, куда он упал.

Съездил на берег Лены. Там насобирал кусков руды, дернул ржавый гвоздь из подпорной стенки паромной переправы (задарил кому-то), не смог проехать и мимо зарослей диких ирисов.

 

До этого или параллельно были музеи со скелетом кашалота и какого-то ящера, мамонты, алмазы и золото в особом хранилище - всякое разное. И день все никак не кончался...

 

Как говорится в рекламах - И это еще не всё! Праздник, как оказалось, только начинался... Каждый год якуты отмечают день лета, солнца, народного единства - в общим, местный Новый год. И мы были на него приглашены.

Якутов всего около 400 тысяч, из них несколько десятков тысяч съехалось в долину Ус-Хатын, где построен целый город. Пересказывать все смысла нет, здесь не форум туристов...да и долго. Ярмарка, палатки, представительства, народ гуляет без перерыва два дня.

А начиналось с открытия, для чего построены трибуны для гостей. Прикинули - тысяч 10 собралось, кто не поместился, смотрели на экране снаружи. Наш сектор ближайший у трибуны с правительством, как-никак почетные гости.

Отметил, что вежливо хлопали нынешним мэру и президенту, но когда объявили о приходе бывшего, первого президента Якутии - это восторг и овации. Да уж, Ельцин и Лужков от дорогих россиян такого не услышали бы... Ну ладно, не наше дело.

 

Действо началось с шаманства. Вроде как на полном серьезе. Вышел бородатый человек с мега-титулом типа "великий то-сё", начал бубнить и брызгать кумысом в огонь, через микрофон шел перевод - типа "О великий, цельнокопытных собери, раздельнокопытных защити"...ну и прочее в том же духе. Тут же шел процесс окуривания народа с целью изгнания злых духов, для чего народноодетые парни на длинных шестах несли вдоль трибун жаровни с чем-то дымящим. По запаху поняли, что окуривали сушеным коровьим говном...

Смех смехом, но ритуал подействовал - кое-кто из делегации помрачнел лицом и бормоча русские слова сдернул с почетных трибун пошляться по ярмарке. Потом я малость подтрунивал над этими "изгнанными духами".

Впрочем, глядя на серьезность происходящего действа, я и сам чувствовал себя каким-то римлянином в глухой провинции Империи. А бывший преподаватель, ныне верховный шаман, чего-то все бубнил и шаманил... Хорошо хоть зверей не резали. Кстати, над этим все время кружил коршун. Тоже, видать, интересовался.

Потом, как водится, выбегали дети в нарядах, потом девушки плясали как стерхи, коней провели - чистая олимпиада. А когда прошаманили и пробубнили, народ с трибун ринулся единяться - в центр поля, взявшись за руки водить хоровод и распевать что-то народное. Оставшихся досматривать это впечатлило - мол, действительно, народ единодушно празднует, ощущая себя единым. Да, было такое ощущение.

Да и в разговорах проскальзывало "наша страна, наша земля"... и прочее. Кое-кто из наших все время недоумевал -ну нахрена тут жить, когда тут лютая зима, столица на болоте и прочее неуютное?! В ответ один из кузнецов улыбнулся - не надо ничего другого, не хотим никуда ехать, мы нашу землю любим. И ласково похлопал по ней, по земле, ладонью.

После церемонии был обед с мэром и иными чиновниками, обсуждали общие дела и формы сотрудничества. Наметили много, потом целый день писали совместный меморандум о планах работы...но это скучно и общекузнечно. Поэтому кратко фото по празднику Ысыах.

 

Было там еще одно местечко, неподалеку от нашей кузнечной крепосцы. Во время фестиваля там что-то бубнили, хомусили-варганили и пели. Посмотреть было реально некогда...да оно и к лучшему, наверное.

После закрытия Ысыаха зашли туда. Жутковатое место. Во всяком случае, на одного из нашей делегации давило ощущение нечистоты и демонизма, отчего он порывался побыстрее уйти. Круглое основание здания, если глянуть изнутри, это сшитая из шкур имитация барабана размером с батут. Что, для чего - не интересуюсь узнать. Может, это центр народного творчества, а на отшибе стоит, чтобы не мешать?

 

 

Кстати, там еще один моментик проявился... Спрашиваю -А чего кузнечный фестиваль не провели во время общего гуляния? И кузнецам веселее, и пропаганда искусства подейственней? Организаторы покряхтели - да так, говорят, мы-то хотели, но "они" отказали, ибо кузнецы суть существа из нижнего мира (хотя и верхней его части), потому им негоже появляться на празднике солнца и радости. Такая вот дискриминация...

Однако не все так запущено, увидел я и лучики света на этом празднике традиции.

Музеи в улусах, места добычи руды и выплавки железа (двести кузнецов в одной деревне еще сотню лет назад), леса и прочая природа -замечательно. Один из наших все время почти всерьез просился к выхлопной трубе -отдышаться после тамошнего кислорода.

 

 

Сначала паром через Лену -песок, ширь (километра три), прибрежные заросли, валуны руды у дороги, дорожная столовая с не детскими порциями, затем местное чудо - Ледник. Ледник, это остатки зимы, когда подземный ручей льет и льет чистейшую воду в лютый мороз. Намерзает толстый язык льда, который лишь к концу лета успевает растаять, да и то не всегда. А вокруг сосны на песчаной горе...

Через полсотни верст другое диво – лесной водопадик.

 

Туда приезжают на несколько дней поотдыхать, и оставляют напоминание, что Россия, мать наша, везде наша. Впрочем, это место кто-то выкупил напрокат, и теперь там периодически убирают.

Заезжали и в местные деревенские музеи. Собирают, что смогли найти и сохранить, и рады показать гостям.

 

 

Все. Неделя как месяц, общение, переговоры, природа, люди, новые друзья, документы, планы - эту страницу перевернули. Слава Богу, все сложилось как надо. Боинг, Шереметьево, слова якутки-попутчицы сынку - "Вот мы и в Москве! Здравствуй, сказка..."

Рязань

Подготовку к фестивалю вели практически полгода, загодя. Приезжали в Рязань, обсуждали с руководством что и как. Записалось на участие много мастеров, но приехать смогли не все - кого-то работа связала, кто-то не нашел денег на дорогу.

Однако, основная группа организованно встретилась в Москве и выдвинулась в Рязань. Встретили на вокзале и переправили в гостиницу - конгресс-отель «Форум». Зашли, оценили комфорт, поужинали на шведском столе, пошли отдыхать с дороги.

 

Утром первого дня собрались в конференц-зале (их там несколько, потому и назван конгресс-отелем) с целью послушать доклады научного и кузнечного народа на тему средневековой истории нашего дела.

Первый доклад читал зубр от археологии проф. В.И. Завьялов на тему выплавки кричного железа из руды. Вот ведь, вроде как я и сам неслабо копал эту тему, а смотрел и слушал с удовольствием, ибо нового было много. Затем еще доклады с картинками, я тоже изложил результаты своих (ох, высокое слово...) исследований.

В общем, даже не заметили, что едва не опоздали на обед. После него снова обсуждали-общались и опять едва хватило времени - пригласили в автобус, на экскурсию. Рязанский кремль, художественный музей - отмечу, что экскурсоводы просто жгли. Это не скучно-официальные московские "проводители", а заметно влюбленные в свою землю люди. Старая археологическая копанина, история края, картины Саврасова, Тропинина, Айвазовского - все достойно и интересно.

По дороге обратили внимание, что на памятнике Ленину (куда ж без него?), сбоку на постаменте изображены наковальня, молот и клещи. Местные рязанские кузнецы несказанно удивились - мол, нету их там! Но они там-таки есть. Зачем-отчего, пусть сами разбираются.

 

 

И опять пришлось торопиться - культурная программа продолжилась за городом, в комплексе "Тридевятое царство". Это отдельная тема, можно долго описывать, рассуждать и "приводить в пример". Начать с того, что там реально действует реальный "Город мастеров" - хорошо оборудованные мастерские кузнеца, гончара и прочего. Любой заходи и хочешь смотри, хочешь сам работай-пробуй. Виталий Васильев там и обосновался. Ну, рассказал, как и что... Не то что завидно, но интересно и примерно.

Однако, к программе... Прогулка по комплексу - зоопарк с зубром (кормили его капустой), рязанские грибы с глазами - «У нас в Рязани грибы с глазами -- их едят, они глядят». Ну, это еще вопрос, кто кого съест...

 

Погуляв, перешли к ужину. Замгубернатора, министр культуры, куратор фестиваля (все милые, общительные дамы), столы, закуска и питие. Абсолютно непринужденно и не сухо поужинали, пофотографировались с руководством и сильно к вечеру выдвинулись в отель. Кто-то еще общался с коллегами (как же, Израиль, Словения, округа России) до 5 утра.

Это день первый. А казалось, что прошла неделя...

Утро выдалось хмурым - в прямом смысле. Москву заливало уже второй день, а "у нас в Рязани" слегка капало. Кстати, в моей фестивальной деятельности существует некая традиция, созданная не мной и не особо меня радующая, но тем не менее незыблемая - за 25 лет, начиная с 88 года (юбилей в этом году), ни разу (ни разу!) не было, чтобы не шел дождь. Хоть пять минут, да покапает, это такая железная примета.

Однако после завтрака распогодилось и выдвинулись на место, в село Истье. Село старое и немалое, с интересной историей. Там сохранились руины самой большой в Восточной Европе сыродутной домницы, о восстановлении которой, с созданием кузнечного центра по типу чешского Брно, мы хлопочем уже не первый год. Впрочем, отдельная тема.

 

Выгрузились, разобрали горны-наковальни, обосновались. Кузнецы-участники удивленно говорили мне, что не ожидали столько людей, зрителей собралось и приехало не просто много, а очень много. Да я и сам малость удивился, когда люди-зрители при встрече радостно говорили друг другу - С праздником! Подготовка подготовкой, но такой радостной и теплой атмосферы все же не ожидал. Этот праздничный дух отметили буквально все участники.

Завьялов с Иваном из Словении выплавляли крицу из местной луговой руды в печи-домнице, которую собрал Миша Раткин, наш рязанский двигатель фестиваля от СК, московские ребята притворились японцами и в японском горне с ручными мехами сваривали-ковали дамаск из мелких стальных кусочков. Вокруг стояла толпа рязанцев и завороженно смотрела, как по классической японской технологии вручную сваривался пакет. А когда стали демонстрировать готовый меч и его возможности, то пришлось уговаривать все же малость посторониться, ибо клинок был весьма остр.

Игорь Арефьев сложил печурку и в тигле плавил булат. После нескольких часов плавки слиток был извлечен и тут же раскован. Ковал свой булатный слиток и гость из Израиля, Виктор Погодин. Не заснял, как он свой слиток ковал, но тоже получилось, и под впечатлением он тут же написал заявление о вступлении в Союз Кузнецов. Тверские привезли горн с мехами, московские тоже, у рязанцев ручные меха и горн стояли на сцене - в общем, все ребята занимались своим делом, т.е. показывали умение, а народ смотрел и ахал.

 

На другой площадке, в десятке метров, на сцене пели и плясали, торговали всяким рукодельем и едой-питьем, но я вырвался лишь на открытие и "на посмотреть" ансамбль средневековой музыки из Екатеринбурга. Послушал с удовольствием, ибо и сам люблю фолк-музыку типа Екстремо и Танзвуда, Блекмор-найт и подобного. В общем, волынка с дудкой и барабаном просто завораживала. Наши ребята и руководство области это особо отметили.

Кое-что еще, с рязанской спецификой. Замкомандующего рязанским училищем ВДВ тоже с удовольствием поковал.

 

Праздник праздником, а для меня - работа. Немногое мне удалось посмотреть, потому что параллельно шли беседы-переговоры с руководством области и района по теме продолжения сотрудничества. В сухом остатке - фестивалю быть, расти и расширяться. В общем, по итогу, фестивалем остались все довольны - и ребята, и девчата.

После чего был приглашен немедленно посетить старинные конюшни-конезавод, куда и отправились. Всё очень красиво, весьма разрушено (Россия...) - архитектор Шехтель, славное буденовское прошлое, кони-чемпионы... но к фестивалю это прямого отношения не имеет.

Поэтому отмечу лишь то, что ливень все же грянул. Добрался, ткзть, из Москвы. Однако к тому времени действо на площадке уже завершилось, дождь до нее еще не добрался, поэтому ребята идеально собрались, загрузились в автобус и отбыли в отель.

Я ехал другим путем, поэтому дошли лишь отзывы, что по дороге останавливались у шопов, закупали чего надо и отмечали закрытие вместе с научной общественностью.

Кстати, ребята особо подходили и говорили искренне - мол, не ожидали, что будет так классно, что так здорово и душевно. Мол, это шаг, это ступень, это новый уровень, успех, спасибо.

Да, спасибо руководству области, спонсорам, нашему Михаилу Раткину - и всем, кто помогал готовить фестиваль, кто приехал и участвовал.

А кто не смог или "не смог" - до следующего раза. Для нас же следующим шагом по России был Урал.

Златоуст

В осеннем графике первым оказался фестиваль в славном городе Златоусте, имевший состояться 7 сентября в День города. Организовывался он администрацией и фирмой АиР, и меня пригласили посетить Златоуст с дружественным визитом как главу Союза кузнецов России. Приглашали старые и добрые знакомые.

Поездка началась с Казанского вокзала, с которого отправлялся наш поезд Москва-Челябинск. Челябинск – это город на Урале, а уральский характер и его суровая челябинская разновидность уже давно тема не только анекдотов. Ну, нам-то что, мы же с дружественным визитом…

Купейный вагон быстро заполнился мужчинами хмурой наружности и парой дам служебного вида. Видно было, что они устали. Вероятно, с этого устатку они быстро переоделись в шорты-труселя и сели «разливать и распивать» еще до отправления поезда. Стартовали в этом деле весьма резко и двоих высадили уже через пару часов, в Рязани. На следующий день снова возник было в коридоре шумок, но он прервался стуком упавшего тела и уже до самого Урала было тихо.

В Златоуст прибыли ранним утром 6-го сентября, в 5 часов по Москве, за день до начала фестиваля. Встретили нас сотрудники фирмы АиР и повезли в гостиницу – через город, понятно. И город мне как-то сразу понравился. Вот понравился, и всё тут. И место красивое, и дома не уродливые.

Гостиница рядом с заводским прудом оказалась вполне приличной, но отдохнуть с дороги толком не удалось, ибо сразу повезли знакомиться с городом и окрестностями, каковое знакомство перешло в посещение краеведческого музея с открытием выставки - понятное дело, оружейной. В общем, все было интересно.

Начнем с окрестностей. Для начала владелец АиРа Максим Архипов повез нас с дочерью (она кузнец-оружейник и почетный член Кузнечной академии, если что…) на Черные скалы – окинуть, ткзть, взглядом уральские горы. С некоторым трудом залезли на эти скалы и окинули. Понравилось, ибо несомненно красиво. Да и солнечная погода располагала.

Спустившись со скал, немедленно переместились в музей.

Если вдуматься, златоустовский музей для оружейника, для кузнеца, это нечто вроде пещеры Аладдина. Классические, многажды виденые в художественных альбомах клинки Бушуева и Шафов лежат в витринах во всей красе…или в реальности. Художественное травление по стали и оружейный булат, образцы узорчатых композитов классиков русского булата от Аносова до Гуревича и кое-кого посовременнее. И всё это удалось посмотреть буквально пробегая мимо витрин – положение обязывает, и совещание с главой города заставило отложить внимательное знакомство с экспозицией на неопределённое «потом».

Ближе к вечеру переместились в кузницу АиР. Дело в том, что руководством фирмы было решено поставить своего рода рекорд мира в ковке и изготовить самый длинный в мире меч. Конечно, если не брать в расчет длину меча в руках статуи «Родина мать» на Мамаевом кургане в Сталинграде. Из реальных мечей самый длинный клинок (2метра 25 см с хвостовиком 50 см) имеет японский храмовый меч, откованный аж в 15-м веке, а златоустовцы решили этот рекорд превзойти.

И вот сваренная из 10 прутков дамасской стали заготовка рекордного меча весом в 85 килограммов готовится к финальной расковке, которую планировали закончить в самый день фестиваля. Ткзть, приурочить.

Нагрев под ковку бригада под руководством главного кузнеца фирмы Владимира Герасимова проводила в обычной электропечи с не слишком высокой температурой, а щели в ее дверце закрывали огнеупорной теплоизолирующей ватой, чтобы тепло не выходило.

Через пару часов заготовка разогрелась и нас позвали посмотреть на действо. На нижний боек 400 килограммового молота был прилажен рольганг для наката и перемещения тяжелой болванки, бригада слаженно извлекла из печи метровый брус дамаска и на ломах подтащила его к молоту. Аккуратно, несильными ударами осадив поковку по всей длине на пару сантиметров, ее вновь поместили в печь для подогрева. И так много раз.

Через несколько часов болванку растянули до нужной длины в три метра и стали ровнять-выправлять на гидропрессе с усилием 100 тонн.

 

Признаюсь, я ожидал несколько более высокой технологической оснащенности кузницы типа наличия прокатного стана с боковыми валками и газового горна с контролируемой атмосферой, но от того, что использовался немудренный, в общем, технопарк мое уважение к Владимиру Герасимову даже повысилось. Есть ведь поговорка, что мастер работает руками, а лодырь – инструментом. Так вот чего-чего, а лени я не обнаружил. Да и сама заготовка меча была не просто слоистой, чего вполне хватило бы для именования ее дамасской, а затейливо собранной из 10 отдельных композитных прутков, половина из которых была закручена-торсирована. В общем, получилась почти классическая заготовка клинка из «турецкого дамаска» длиной 3 метра 15 сантиметров. На следующий день поковка с росписями очевидцев была выставлена на фестивале.

 

Что ж, засняли процесс и отправились «таки отдохнуть с дороги». И это был день первый.

Помня о своей «дождливой традиции», сказал об этом Максиму Архипову – мол, палатки и навесы приготовили? А то намокнет народ. Глядя на синее небо тот ухмыльнулся – взрослый дядя, а суеверен. Поздно вечером пошел дождь...

Однако утро фестиваля было вполне сухим. Администрация города не особо мудря перекрыла для машин главную улицу, где и расположились павильоны и горны участников. Можно было купить поесть-попить, и сувениров прикупить, и даже ножик для себя самостоятельно изготовить –оборудование и материалы предоставлялись в особом месте.

Начался фестиваль, как и положено, с торжественного открытия. Выступили хозяева, почетные граждане, приглашенные гости, сказали положенные добрые слова. На мой взгляд, слова довольно искренние – во всяком случае я говорил без лукавства. Ведь и вправду Златоуст «внес вклад» и даже «положил основание» в оружейное дело России и СССР. В бытность свою инженером ракетно-космической отрасли я использовал детали из спецсталей златоустовской выплавки, а откомандированные к нам работники родственных заводов этого города помогали в авральный период подготовки к запуску шаттла «Бурана». Значение же Златоуста как родины российских клинковых сталей и вовсе очевидно. Так что переборщить с хвалебными эпитетами было сложно.

Само-собой, были и песни среди народа, типа русские народные – куда ж на русском празднике без них? Впрочем, там всякий народ был, даже совсем нерусский.

 

В делегации Союза кузнецов были три якутских мастера, давних моих знакомых по прежним фестивалям, коих я попросил приехать в Златоуст и показать традиционную для якутов выплавку кричного железа из руды. Руду они привезли с собой (как я понимаю, сидерит с 46% железа), а сыродутную печь сложили на месте загодя, приехав на пару дней пораньше.

 

Полученная после нескольких часов непрерывной огненной работы губчатая железная крица отправилась в музей, где ей и место.

Были на фестивале и другие кузнецы.

И дети, и серьезная неулыбчивая девушка, и опытные уральские ребята, а Владимир Герасимов попросил привести из Москвы на фестиваль кузнеца-художника поколоритнее. Вот я и пригласил с собой Георгия Баранова. Возраст за 60, громадный опыт, седая борода и невозмутимый характер – куда уж колоритней и художественней? Пройдясь по площадке фестиваля, он на мой вопрос «Как тебе фестиваль?» ответил чуть вздохнув – «Всё замечательно… кроме уровня художественной ковки».

И это на самом деле проблема, которой была посвящена немалая доля времени на неоднократных совещаниях с руководителями разного уровня, вполне понимающих положение. Промышленность региона была развита в превосходной степени, а художеству уделялось внимания немного. В Златоусте с архитектурной художественной ковкой относительно неплохо, а вот в областном Челябинске даже на тамошней Рублевке и даже у нехилых коттеджей заборы просто из профнастила. Впрочем, на этот фестиваль в оружейный город художественную ковку особо и не привозили.

Хотя был и знаменитый в интернете «Горыныч» - куда ж без него на Урале? Юра Чирков с товарищами представлял художественную ковку Урала, Андрей Черепанов и Павел Быков – оружейную челябинскую.

Съехались и ножелюбы региона. Им был выделен отдельный стол и «Горыныч» не простаивал, исправно готовя для общества не то кашу, не то плов – не отведал, потому и не знаю что именно.

Организаторы приготовили и сюрприз в виде печи-гриля для мяса с ручным приводом. Говорят, было вкусно, поэтому решено использовать этот агрегат и на следующих фестивалях.

Что же, всё когда-нибудь кончается, завершился и златоустовский фестиваль «Кузюки». Вручили дипломы, поблагодарили организаторов и участников… и почти сразу хлынул неслабый дождь. Зрители быстренько ринулись по домам и в укрытия, так что участники могли без помех собирать и увозить оборудование. Ну, слава Богу, погода и традицию не нарушила, и праздник не испортила.

К вечеру дождь укротился и празднование Дня города продолжилось на площади у здания администрации. Песни, силовые артисты, огненное шоу – всё по-праздничному. Мы же продолжали общение в неформальной обстановке до поздней ночи.

На следующее утро выдвинулись в Челябинск. Там, одновременно со златоустовским, проходил свой международный кузнечный фестиваль, также объединенный с празднованием Дня города. Так уж в этом году сложилось…

Челябинск

План осенних мероприятий на Урале задумывали и обсуждали в руководстве Союза кузнецов России загодя, но обстоятельства сложились так, что сроки проведения кузнечных фестивалей в Златоусте и Челябинске совпали полностью. Мне пришлось пропустить начало челябинского мероприятия и его описание передаю со слов участников первого дня фестиваля.

Фестиваль был подготовлен великолепно, за малыми исключениями второго порядка. Фестиваль организовывался администрацией города и Союзом кузнецов России, поэтому в Челябинск пригласили кузнецов со всей России - из Москвы и Санкт-Петербурга, Калининграда и Кирова, Иркутска и Барнаула, а также были наши друзья из Франции и Швеции. Участников разместили в бывшей обкомовской гостинице рядом с площадкой фестиваля, которая расположилась у здания городской администрации на Театральной площади. На самой площади тоже все всерьез - сцена, публика, артисты, шоу - плюс солнечная погода.

 

Мэр города самолично ковал с Валерием Кондратьевым (Иркутск), который за пару лет до этого ковал на фестивале с В.В.Путиным.

 

Уральские ребята тоже проявили себя неплохо и на площадке и вне ее. Познакомились с новыми друзьями и наметили дальнейшее сотрудничество.

 

По просьбе администрации города, на совещание по обсуждению кузнечного дела в Челябинске и для налаживания международного участия в его развитии, руководителем делегации СК Павлом Пряхиным на фестиваль была приглашена вице-президент Федерации кузнецов Франции мадам Кароль Теруз-Кревкёр. Вообще-то у нее много должностей и обязанностей, а сейчас она занимается координацией действий по развитию Кольца кузнечных городов Европы. В этот союз помимо староевропейских городов Франции, Германии, Испании, Италии и прочих входят два города Украины (восточный Донецк и западный Ивано-Франковск), а от России в него пока включен только Ульяновск, в котором особо сильна поддержка кузнечного дела и прошло уже полтора десятка фестивалей.

Были приняты важные решения, с немедленными практическими шагами, но о них пока говорить рано. По крайней мере, до прояснения некоторых обстоятельств. Кстати, тот факт, что географически Челябинск находится в Азии, нисколько не является препятствием для его вхождение в Кольцо кузнечных городов Европы. Мадам Кароль сказала, что Россия европейское государство, поэтому и Челябинск и даже Владивосток вполне могут претендовать на вступление.

В общем, первый день фестиваля удался на славу... хотя к вечеру, само собой, пошел дождь. Впрочем, он не разогнал зрителей. Несколько неожиданной оказалась острая востребованность кузнецов в этом большом, больше миллиона жителей, промышленном городе. К участникам то и дело подходили люди и просили «прямо тут» отковать нечто на потребу – то крюк для открывания люков, то иную загогулину для домашних дел, а то и клемму для чего-то силового. Не говоря уж о вопросах по ножам и прочем оружейном. Эвон как... кузнецы просто нарасхват.

Завершился первый день фестиваля совместным ужином и прогулками по ночному городу с заездом в гости в мастерские местных знакомых.

Напомню, что я в этот день был на празднике в Златоусте, и лишь по завершении действа в Златоусте мы отправились на продолжающийся праздник в Челябинске. Ранним утром 8-го сентября на авто фирмы АиР двинулись из Европы в Азию. Да, именно так, потому что на дороге между городами стоит знак «Европа-Азия», своего рода пограничный столб, ведь географически Златоуст в Европе, а Челябинск – в Азии. Интересный момент российской действительности: у выезда из Златоуста на трассу М5 на указателе написано, что до Челябинска 126 км, а сразу после поворота, через сотню метров, уже лишь 120. Межпространственный портал…

Вышли, сфотографировались, поехали дальше. Чуть было не приехали «не туда» – шустрая фура нагло выкатилась из правого ряда за пару метров перед нами и лишь реакция нашего водителя, отпрянувшего вбок на обочину, позволила продолжить поездку без повреждений. Что ж, бывает. Однако некоторое удивление пришлось испытать и сразу на въезде в город – машинка класса «мерседес-так-себе» шустро выехала опять же перед нами, причем со встречки, через двойную разделительную. Даже переспросил – Я правда видел то, что видел? Он махнул через «двойную»? Удивление можно, наверное, понять - в Москве драконы-гаишники с этим покончили уже довольно давно, потому как «двойная» – это водительские права…или несколько тысяч баксов.

Стартовые неожиданности на этом не закончились. Когда мы уже пересели в машину местных товарищей и та остановилась у магазина (может быть, остановившись не очень удачно), дама потертого вида из потертой 9-ки что-то пробурчала и плюнула под колеса авто. Сурово, подумал я. Вскоре знакомство с местными дорожными особенностями продолжилось - не поделив ширину проезда, уже весьма глянцевая дама опустила окно своего «Кашкая» и лихо обматерила нашего водителя. На всякий случай поинтересовался – мол, тут все дамы такие суровые? Улыбнулись - нет, говорят, просто такие попались, а вообще они милые. Кстати, отзывы участников фестиваля вполне это подтвердили - челябинские зрительницы были просто замечательны.

Что ж, к фестивалю. Прибыв на площадку, первым делом поинтересовался у участников – всё ли в порядке, все понравилось? Все же первый фестиваль в городе. Спросил потому, что у меня лично появились кое-какие сомнения. И верно - и наши российские, и иноземные участники тактично, но в один голос отвечали, что всё замечательно - кроме оборудования. Мол, горны «не очень», поэтому работать неудобно, мягко говоря. В первый день их с трудом разожгли, и дальше работали с натугой. Спросил местных организаторов, почём им обошлось такое чудо кузнечной техники? Услышав несуразную цену, парень из Питера засмеялся – мол, так бы он горн и с собой привез, вместе с футеровкой огнеупором.

 

Ладно, проехали. Ибо далее всё опять было замечательно. По плану завершив фестиваль, отправились знакомиться с городом. И он мне понравился, даже очень. Кстати, напомнил Москву у Садового кольца, разве что здания чуть ниже. Эдакий столичный город, чистый, с широкими улицами и размашистыми площадями. Местный же Арбат/Кировка был единогласно признан лучше, чем московский аналог. И чище, и респектабельнее. Сначала даже удивило - на улице стоят зеркала, и не разбиты и без граффити, бронзовый Левша блоху подковывает, а блоха и стеклянная лупа на месте? Потом разглядели видеокамеры и два милицейских «бобика» в начале и в конце улицы. Ну что же, как сказал Путин, «Ordnung muss sein», т.е. «Должен быть порядок».

 

Понравилось всё, но сфотал немногое, в том числе образчики ковки. Рядом и блеск и плеск, но это уж как везде, по средствам и вкусу заказчика.

 

Завершился день торжественным ужином с администрацией. Специализация ресторана традиционная русская кухня - хлебная телятина, потроха с кашей, супы и прочее. Напитков умеренно, но хороших. Плюс (несомненный плюс) русские народные песни. Ёлы-палы, оказывается, я эти песни ненавидел с детства потому, что не слыхал их в хорошем исполнении. Бабьи взвизги да «ля-ля берёзки»… Тут было не так. И голоса приятные, и пели хорошо, не испоганено пошлой попсой «а-ля рюсь». Взял диск на память.

Душевно посидели, говорили слова, да и по делу неплохо пообщались. Благо было с кем. Особо выделю очень чёткую организацию - ничего не пропущено, никто не забыт, и так на всем протяжении фестиваля. Челябинские организаторы молодцы. Кстати, во все время фестиваля телевидение крутило репортажи о фестивале. Заснял с экрана…

И это день второй.

На третий, завершающий день была намечена экскурсия по городу и области. Загрузились в автобусы и отбыли. Рассказали, что в городе тридцать ВУЗов, столько же заводов. Не забыли отметить, что сейчас, мол, проезжаем проходную Челябинского трубопрокатного завода, где работал фрезеровщиком Иван Дулин. Говорят, время от времени туда пытаются записаться туристы на экскурсию. Французы спросили, почему все засмеялись? Даже с переводчиком было сложно объяснять подробности, поэтому просто сообщили, что тут работал главный гей России. Невозмутимо кивнули, приняв к сведению. Толерантно, ноль внешних проявлений.

Остановились у танкового парка, ведь ЧТЗ не только трактора делал, еще во время 2-й германской войны он был броневой основой.

Затем по плану поехали на экскурсию в Златоуст, откуда я только что уехал. Посетили ножевые фирмы города (АиР и Практику), а также краеведческий городской музей. В музее мне, кстати, опять не удалось побывать. По ранней договоренности с руководством АиРа и города пригласил на совместное совещание мадам Кароль и мы довольно продуктивно прообщались все время общей экскурсии в музей. Ну ладно, музей когда-нибудь потом…

Владимир Герасимов подарил гостье кусочек чебаркульского метеорита и та была просто счастлива, признавшись, что втайне надеялась на такую удачу, но рассчитывать на нее не могла.

После беседы отправились в кузницу АиРа посмотреть на сохраненную на будущее кричную печь якутов, заодно и познакомиться с ними. Оказалось, что мадам Кароль сама занимается выплавкой железа из руды для использования его в своих миниатюрах.

Сделав круг по городу, попрощались со Златоустом и отправились дальше, на природу, предварительно перекусив в придорожном кафе.

По плану было намечено посетить остров Веры на озере Тургояк, что и было сделано. На пристани, похожей на корабль, дружно пересели на паром и переправились на сам остров.

 

Наше внимание обратили на очень чистую воду в озере, да мы и сами это заметили. По поводу степени её чистоты мнения разошлись – кто-то утверждал, что ее можно пить без опаски, а кто-то резонно указывал, что в окрестностях очень оборонного Миасса пить можно только из закупоренных бутылок. В общем, ограничились купанием.

Озеро оказалось весьма красивым само по себе, а остров - это отдельная повесть. ()

Сосны, каменные валуны - красиво.

Плюс древние мегалиты, про которые нашей группе что-то долго и красиво рассказывал местный экскурсовод.

Но я в осмотре этих красот не участвовал. Воспользовавшись случаем, когда можно поговорить наедине и без суеты, посланница кузнечной Европы попросила меня и переводчицу уединиться для серьезной беседы о наших общих делах.

Были сделаны практические выводы по итогам уральских мероприятий и совещаний, и отвернувшись от красот, мы практически без разногласий договорились о дальнейших шагах и общих принципах работы. Да, действительно, мадам Кароль опытный и даже, пожалуй, весьма опытный европейский политик… Кстати, в бытность свою президентом ассоциации она и основала Кольцо европейских кузнечных городов. Такой вот политес.

Итак, после экскурсии на остров Веры обширная программа Первого международного фестиваля в Челябинске была завершена. Участники вернулись в гостеприимный столичный уральский город, а утром следующего дня улетели по своим городам и странам. Но пообещали вернуться, когда снова позовут.

Моя же осенняя фестивальная программа продолжалась - нас ждал Алтай.

Алтай

Началась история первого кузнечного фестиваля на Алтае с вопроса на интернет форуме – «Мальчики, а давайте устроим встречу алтайских кузнецов?» Это предложила Анна Мельгизина, девушка-кузнец из алтайского курортного города Белокуриха. Эвон как… А что, почему бы и нет? Поддержим. Для меня поездка на Алтай была принципиально важной, потому как стратегия Союза кузнецов основана на распространении нашего движения по всей России, а не только в Московии и ближних комфортных окрестностях.

И подготовка началась. Неспешно поначалу, потом с ускорением, в общем, как всегда. И вот согласованы сроки проведения – осень, но не позже сентября, но и не его начало, потому как на начало и так выпало два фестиваля. Решили провести Первый кузнечный фестиваль Алтая в первые выходные дни после завершения уральских мероприятий, т.е. 14 сентября.

Перегруженный график фестивалей этого года вынудил многих мастеров скорректировать свои планы и после Урала вернуться в свои мастерские. Что ж, я президент СК, положение обязывает, поэтому несмотря на затягивание фестивального турне до двух недель с гаком я вместе с дочерью-кузнецом и секретарем СК сел в Челябинске в поезд и поехал на Алтай. И ни разу не пожалел об этом.

Прибыли в Бийск 13-го сентября, где нас встретил кузнец из Белокурихи Алексей Ларин со звучным псевдонимом Лексус и повез в Белокуриху. Надо сказать, что об этой местности, да и вообще об Алтае, в Московии слышали не очень много. Ну да, алтайский мёд, вроде там кедры еще есть, точно есть горы…а вот наличие цивилизации? Ну, это очень далеко за МКАДом, но может быть есть и она. Раз есть кузнецы, то должна быть и жизнь.

И уже по пути в город-курорт наглядно проявилось, что жизни и цивилизации там даже поболее, чем в иных прочих Нечерноземьях. Дома справные, поля все обработаны и засеяны, причем до самых обочин дороги, а сама дорога… дорога много лучше, чем в Подмосковье. Местные уважительно и тепло отзываются о бывшем губернаторе Алтайского края Михаиле Евдокимове, да и о нынешнем отзываются неплохо. Впрочем, к теме.

 

Прибыли в город (скорее городок, устойчиво 14.000 жителей), разместились в санатории Белокуриха, построенном в СССР, но радикально рестайлингованном в нынешние времена. Встретились с Анной, провели экспресс-совещание в администрации города, осмотрели намеченную под фестиваль площадку - стадион в центре. Времени до фестиваля оставалось прилично, поэтому не стали мешать подготовке и отправились обозревать окрестности.

 

И обозрели. Да так, что с ног валились. Местный воздух оказался перенасыщенным кислородом, плюс переочищен, так что наступившее релакс-расслабление буквально вырубало. В прямом смысле слипались глаза. Без шуток, на полном серьезе (правда, не анекдот) попытался подышать выхлопом от проезжавших авто, чтобы малость прийти в себя… но выхлопы нагло пахли сосновой хвоей. Это уж слишком… На всякий случай спросил спутников – это и вправду так, или мне кажется? Да, говорят, бензиновой гари в выхлопе нет.

Так что по приезде из городов нужно пройти акклиматизацию. Мы же решили вышибить клин клином и полезли на окружающие город горы. В этом нам помогал наш новый друг Алексей, соратник Анны, кузнец, поэт и многое что еще по совместительству. Забрались по канатке на гору Церковка (), где шустрые бурундуки, которых местные почему-то зовут евражками (те севернее), нахально выпрашивают харчи у туристов. Если протянуть им пустую руку, могут и обматерить на своем языке, а то и укусить. В общем, наглые. Про красоты и виды природы говорить не стану – и слов нет кроме «Красота!», и на фото отчасти видно.

 

Сама гора.

 

 

И всякое разное в курортной зоне.

Однако, к фестивалю. На это действо съехалось полтора десятка сибирских и алтайских кузнецов, усилиями местных энтузиастов поставили с десяток горнов и после торжественного открытия началось обычное кузнечное действо. Вот что хочу отметить – мероприятие было вполне официальным и согласованным с руководством города, но дух дела определялся самими кузнецами. Вот полное ощущение, что им хотя бы не мешать, и дело само пойдет, настолько все было дружественно и неформально. Совершенно очевидно было, что такая встреча местных коллег назрела. Ткзть, веление времени.

 

Обращала на себя внимание и некоторая растерянность местного руководства. Кажется, они не ожидали, что мероприятие настолько всерьез и настолько интересное. Кузнецы были «на уровне». Ну да, ну да, первый раз, первый блин, но всерьез похвастаться мне на совещании, что на мероприятие не было израсходовано ни копейки бюджетных денег, только спонсоры и личные средства кузнецов – это какой-то неправильный подход.

Но это так, нюансы первого раза. Сам фестиваль, повторюсь, проходил замечательно. Помимо неожиданно высокого уровня работ местных сибирских кузнецов (Алтай, это в общем-то Сибирь) обратил внимание необычный энтузиазм местной ребятни. Да, конечно, на всех наших фестивалях подходят и куют дети, но чтобы вот так, с таким устремлением и даже азартом – не видел. Без приглашений, без понуканий типа «Возьми молоточек и тюкни вот сюда» ребята направленно и как-то осознанно ковали практически всерьез.

 

И здесь вот еще на что обращу внимание – среди ребятни заводилой был московский гость Сергей Свиридов, кузнец и внук известного композитора. Яркая, заметная личность. Хотя формально он и не член Союза кузнецов (личное дело каждого), но несомненно наш соратник, потому что реально работает для блага нашего общего, любимого дела. Вот такой вот дифирамб.

Из местных кузнецов особенно понравились все. Всерьез. Рад, что познакомился, буду рад, если встретимся снова. О каждом, собственно, можно писать особо и сказать теплые слова – буквально о каждом. И это то самое, для чего и мы и проводим такие мероприятия. Высоко звучит, но каждый новый фестиваль (и особенно первый), это поиск тех, кто может отбросить затягивающую рутину, лень и завистливую ревность – и встать и выйти из ряда вон. Да, только живое может плыть против течения, может найти в себе силы и волю, чтобы сделать не чисто коммерческий шаг.

 

 

Впрочем, это даже и коммерчески выгодно, если смотреть чуть вдаль. Когда-то, на первом после долгого перерыва массовом московском фестивале я сказал собравшимся на него кузнецам – мол, оглянитесь и посмотрите друг на друга. И запомните, что все вы через несколько лет станете известными мастерами, с именем. Так случалось ранее, так и случилось в Москве, это подтвержденный опыт. Так же будет и в Сибири-Алтае-Белокурихе. Уверен.

Впрочем, в сторону пафос и вернемся к самому фестивалю. Рядом с мастером, который за короткий день фестиваля умудрился не только сварить в газовом горне из обрезка троса клинок, но и отшлифовать его, закалить и протравить, неотвязно вертелся шустрый паренек лет 10-12. И в глазах его что-то такое светилось… Я как бы в шутку говорю ему – смотри, мол, если кто среди кузнецов будет долго вертеться, тот сам в кузнеца превратится. С неожиданной серьезностью тот ответил - Да, я согласен, я хочу! Я его дальше пугать - Когда кузнец укусит, то всё, это как в кино про зомби – сразу начнешь превращаться в кузнеца! И он так же абсолютно всерьез отвечает - Да, я готов, кусайте! И чуть ли руку не протягивает. Эвон как… Не знаю, сколько лет пройдет, какие загогулины у этого парня на пути выпадут, но кузнецом-оружейником он, похоже, станет неизбежно.

 

Так что несомненный эффект от нашего кузнечного сбора был. Показали, значит, людям, что такое кузнечное дело и насколько оно может быть красивым. Это важно для города, полностью втянутого в обслуживание курорта, где дети на вопрос «Кем хочешь работать, когда вырастешь?» отвечают «Отдыхающим».

Однако, короток день фестиваля, закончился и он. Сварив из откованных тут же деталей «Скамью влюбленных» для местного ЗАГСа, закрыли фестиваль, вручив главе города кованый ключ (тот даже между-нами расчувствовался – мол, ключа-то у города и не было, а теперь будет передаваться долгие годы), и разошлись на короткий перерыв.

Далее в кузнице Алексея Ларина намечался мой мастер-класс. Который и был проведен.

Решил показать принцип и реальность изготовления-сварки дамаска с модным ныне узором «взрыв». Привез с собой заранее, еще в Москве заготовленный пакет, буру и древесный уголь нашли на месте. Ну что же, собрался десяток мастеров, внимательно смотрели и слушали, даже вопросы задавали, что является хорошим знаком, т.к. вопросов не бывает лишь в двух случаях – когда всё понятно, или наоборот, непонятно ничего.

Порисовал схемы, провел сварку, сказал немало слов …но не увидел вокруг эдаких глаз-колодцев, в которых можно было бы залить моё знание, опыт, жар и пыл. Смотрели с интересом, но показалось, что люди пришли скорее посмотреть «на Архангельского», чем «овладеть и научиться». Они ведь кузнецы-художники, а сложный дамаск как с другой планеты, из другого мира. Что ж, кто чего искал, тот то и нашел. Во всяком случае, Ларин потом и доковал мой пакет, и сделал правильные выводы о технологии, остальное – как Бог даст.

Само собой, не успел закончиться мастер-класс, как пошел неслабый дождь. Традиция…

Завершился день в кафе, где и поговорили и, главное, попели. И опять я удивился сам себе, как ранее в Челябинске. Думал, я не люблю застольные песни, тем более под гармошку. И ошибся. Ах, как пел и играл кузнец Ваня, местный хохол, как он сам себя представил. И звучно, и складно, и вообще здорово. А когда товарищ ему не в такт подпевал, то было Ваней замечено –Ты мне зернистость нарушил! Да уж, кузнец во всем. Кстати, за душевные песни со сцены на фестивале местные казаки этому Ване коня подарили. Да, реально, прокричали «Любо!» и сказали, куда приехать коня забирать. Эвон как…

Что же, ребята разъехались, а мы, московские члены СК, остались еще на день – думали с администрацией еще раз поговорить о подготовке к следующему, более масштабному и организованному фестивалю, да по окрестностям пройтись. Очень уж красиво. Нежданно-негаданно, наши новые друзья Алексей и Сергей вызвались свозить нас в «настоящие горы», в республику Горный Алтай. Охотно согласились, потому как в краевую администрацию я концы уже закинул через наших людей, а с местным руководством говорить уже и смысла не было – они и так согласны, а дело за поиском финансирования.

На следующее утро сели в авто и поехали. К воздуху уже привыкли, но новые красоты впечатляли неслабо. Для начала обратил внимание, что местные ездят исключительно небыстро и плавно, однако неизменно пристегиваются, хотя и гаишников не увидел ни разу…а нет, вру, видел где-то в горах, когда те снимали номера с девятки. Говорят, пресекают эксцессы сразу и без разговоров. В общем, местные особенности вождения, которые в горах, как думается, жизненно важны.

Река Катунь – это красота. Голубая, быстрая, каменистая, рыбная. Сергей указал на сосенку, вцепившуюся в скалы – вот, мол, когда молодежь жалуется на тяжелую жизнь и сложные обстоятельства, я им привожу в пример сосны, которые годами растут на голых камнях.

 

 

Проехали через Семинский перевал дальше, поближе к монгольской границе. Семинский перевал…это красота.() Смотрите фото. Не могли не остановиться и не посмотреть на кедры. В равнинной-то Сибири кедры высоченные, а здесь горные, ветроустойчивые. Попробовали свежего орешка.

 

Увидели и вышедших почти к дороге маралов, которые панты носят. Говорят, редко так они выходят, мол, гостей почтили.

А дальше случился странный казус. По дороге увидели особенно красивую скалу, на берегу чистой горной речки. Съехали с трассы, остановились. Полынь, тишина, невыразимая красота скал, глубокая заводь, в которой стоят таймени, перекат с хариусами…и тут со мной стало твориться (иначе не скажешь), что-то странное – я ощутил острое желание остаться. Остаться тут, навсегда, всерьез и реально, бросив все прошлое как несущественное. Построить какую-нибудь хижину, ковать местным аборигенам их немудрёную утварь, меняя ножики на мёд и живой хлеб… Мне показалось, что это моя настоящая родина, что здесь я родился…или жил когда-то… и это чувство было настолько реальным и сильным, что я испугался. Испугался и завопил –Поехали отсюда! Давай-давай, а то останусь! В общем, уехали. Но успели сфотать надпись краской на скале – «Здесь был Вася» (надо же, именно Вася). И подпись снизу другой рукой, как комментарий – «Гомосек». Да уж, явно не гигант духа оставил тут свой след…

И мы уехали. Проехали еще дальше, к перевалу Чеке-Таман (). Там разделяется надвое старый Чуйский тракт.

 

 

Дальше мы не поехали. Я сфотографировал ржавые остатки какого-то авто на осыпном склоне, еще раз прочувствовал оправданность местного умеренного стиля вождения... и мы вернулись обратно.

Что ж, все кончается, кончился и этот этап. Сфотографировали еще старые здания Бийска (умели строить в России, и не жалели труда)

и, едва не опоздав на поезд, попрощались с друзьями – Спасибо! Хотелось бы свидеться ещё.

И уж совсем как эпилог. В поезде все время вертелась старая-старая песня Высоцкого, из кино про горы «Вертикаль»:

«В суету городов, и в потоки машин

Возвращаемся мы, просто некуда деться

И спускаемся вниз, с покоренных вершин

Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце…»

Я возвращался из служебного турне патриотом России. Той, дальней России, которая живет своей жизнью, и красивой и сложной, и которая совсем иначе выглядит из суеты городов, из потока машин…