← Статьи
РУССКИЕ МЕЧИ.
На протяжении всех лет, что я занимаюсь кузнечным делом, приходилось сталкиваться с просьбами отковать узорчатый меч – «Ну, такой, типа русского… В общем, сам понимаешь!» Должен признаться, что не совсем понимаю, потому что вопрос о русских мечах не такой простой, как кажется на первый взгляд - да и на второй тоже. Действительно, если не брать в расчет Ивана-царевича с его мечом-кладенцом, то с чем выходили на бой наши предки, воины Святослава или Юрия Долгорукого?
Исторические и национальные корни узорчатых мечей очень смутно просвечивают через тьму лет, тем более, что накопилось множество искажений и домыслов. Например, в популярной литературе как о фактепишут, что с булатными мечами столкнулся еще Александр Македонский при завоевании Индии (4-й век до Р.Х.), но древние историки писали лишь о том, что индийские мечи были из литой стали (феррум кандидум), а вот были ли они узорчатыми…
Более-менее точно известно, что грамотно, осмысленно изготовленные клинки из разных сортов железа ковали еще приальпийские кельты. Разные части клинков они изготавливали из вязкого железа и твердой стали и этот стиль изготовления оружия можно изящно назвать конструктивизмом. Такие «высокотехнологичные», но вряд ли уже узорчатые мечи древности (6-2 век до Р.Х.) нашли в Швейцарии, на дне озера близ города Ла-Тене. Однако кельты бывают разными и над тяжелыми мечами кельтов-галлов потешались еще римляне, потому что эти мечи гнулись уже после пары сильных ударов и их приходилось выпрямлять ногой.
Именно римлян принято считать изобретателями в полном смысле узорчатых мечей, поскольку они оставили материальные доказательства производства клинков с преднамеренно получаемым узором. Так, совершенно неоспоримо то, что к 4-му веку узорчатые мечи уже были широко распространены в Римской империи. Об этом свидетельствует т.н. «нидамская находка».
Археологи нашли у побережья Дании, в бухте близ Нидама, три затонувших римских корабля. Вместе с другим оружием с этих судов подняли сто неплохо сохранившихся мечей. Девяносто из них имеют узорчатые клинки, а металлографические исследования показали, что их средняя часть сварена из отдельных многослойных узорчатых полос, скрученных в разных направлениях. В железе сердцевины отмечено высокое содержание фосфора, а приваренные лезвия были стальными с содержанием углерода от 0,3% до 0,6 %. Средняя длина клинков 75 см при ширине около 5 см, и на них стоят клейма мастеров с германскими именами, но с римскими окончаниями - Рикус, Кокилус, Рикким. Такие мечи носят название «спада», а их владельцы римляне «официально» считаются изобретателями узорчатых мечей.
Не только на севере Европы, но и в других районах Римской империи умели ковать хорошие мечи. Например, о привозимых из Испании мечах (от кельтиберов?) Филон Византиец в 3-м веке писал так: «Если нужно их испытать, то берут правой рукой меч, кладут его горизонтально на голову и сгибают на обе стороны вниз, пока не коснутся плеч. Тогда отводят быстро обе руки в сторону, а меч, свободно отпущенный, станетснова прямым и вернется к своей прежней форме так, что никакой мысли о кривизне не остается. Сколько бы раз это ни проделывали, мечи остаются прямыми.»
О прекрасных мечах, изготовленных мастерами несколько более поздних времен, говорится в датируемом началом 6-го века письме Теодориха Великого - короля остготов. В этом письме он выражал признательность вождю германского племени гварнеров (вандалов) Тразамунду за присланные в подарок мечи
Теодорих пишет: «Мечи эти разрубают даже брони и более дороги качеством железа, чем ценностью золота.Их полированная поверхность блестит в полосе так, что ясно отражает черты смотрящего. Лезвия выточены так равномерно остро, что можно подумать, будто они вышли из плавки, а не выкованы из отдельных полос. В их выточенных прекрасными долами серединах, кажется, видишь мельчайшее переплетение червячков столь разнородных оттенков, что чудится, будто светящийся металл пропитан разными красками»
Что касается «переплетения червячков разнородных оттенков» в мечах вандалов, то в современной немецкой литературе такой тип узора так и называется «пестро-червячным» - wurmbundt. И в скандинавской поэме «Сказание о Беовульфе» упоминается меч с похожим (warm-fa - «светлый червь») названием узора.Разнообразные оттенки деталей узора получаются из-за использования при изготовлении меча нескольких сортов металла. В ливонских сагах прямо пишут, что меч их героя, Колеве-Пега, был откован из семи сортов железа и стали.
Вандалы, приславшие в подарок готам свои мечи, были прибалтийским германским племенем. Именно германцам многие сотни лет принадлежало первенство в изготовлении классных мечей. Ранние европейские мечи типа «спады» принято называть «меровингскими» - по правящей в то время во франкском государстве династии Меровингов. Конструкция и форма клинков этих мечей первоначально такая же, как и у мечей нидамской находки, да и узоры неотличимо схожи. Начиная с 9-го века правила уже династия Каролингов, поэтому мечи франков этого периода именовались «каролингскими». Впрочем, и эти мечи сначала отличались от «спады» лишь формой клинка и лишь с 11-го века кузнецы постепенно перестали сваривать мечи из причудливо скрученных отдельных полос.
Арабские хронисты писали, что мечи франков столь остры, что рубят даже железо, поэтому на Востоке франкский меч стоил 1000 египетских динаров - в 300 раз дороже некоторых местных. Очень интересным в этой связи является одно из сообщений арабского хрониста 10-го века, в котором говорится, что от русов на Восток, вплоть до Багдада, вывозятся прекрасные мечи, которые «можно сгибать пополам и когда отнять, они возвращаются в прежнее положение.»
Мечи русов и их самих арабские писатели начинают упоминать в 9-м веке. Так они пишут, что мусульмане раскапывали могилы русов под Бердаа, чтобы достать оттуда прекрасные острые мечи. Но кто такие эти русы, можно ли их считать нашими предками? Вообще-то можно, но с некоторыми оговорками. Даже у арабских хронистов на этот счет разногласие. Одни пишут, что «русы суть племя из славян», другие совершенно четко их разделяют, указывая на то, что русы «нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазарию и Булгарию и там продают»
/Лирическое отступление. Арабский путешественник начала 10-го века Ибн-Фадлан пишет о русах, что они «самый грязный народ из всех, что созданы Аллахом. Русы никогда не омываются ни от мочи, ни от кала, ни после совокупления». По его описанию, русы умываются по очереди (10-15 человек) в одном тазу, куда плюют и сморкаются. Общеизвестно, что нынешние русские по славянскому обычаю умываются под струей воды, а умывание в тазу свойственно германцам, поэтому «за бугром» и сегодня затыкают слив в раковине/.
О происхождении русов, кто они, когда и откуда пришли - на это пока нельзя дать точный ответ. Впрочем, некоторые историки считают племя русов ответвлением древнего народа ругов, западная часть которого погибла в Италии еще в 5-м веке. Действительно, хорошо известен балтийский остров Рюген (Руген), с его буйными пиратами и жертвоприношениями своему богу Святовиду. Западные хронисты (например, епископ Адальберт) княгиню Ольгу считали королевой ругов, Ярослава Мудрого тоже называли владельцем земли ругов, которую в 10-м веке уже звали Руссией.
Чтобы не влезать в дебри этнографии, процитируем «Повесть временных лет», которая пишет о войске Олега (888 г), что «...беша у него варязи и словене и прочии, прозвашася Русью.» Вероятно, к рубежу 10-11 веков из русов, славян и «прочих» скандинавов образовался единый народ, называемый русь. Поскольку для более обоснованных выводов нет данных, то на этом остановимся и перейдем к русским мечам.
Хорезмийский ученый Аль-Бируни в 10-м веке так описывает мечи русов: «Русы выделывают свои мечи из шапурхана (стали), а долы посреди них из нармохана (железа), чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Аль-фулад (литая сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (сплавленным узорчатым металлом), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок, изготовленных из обеих разновидностей железа - шапурхана и нармохана. И стали у них получаться на сварных плетениях при погружении в травитель вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Фаранд же не получается соответственно намерению, но он (его узор) случаен».
Уже знакомый нам Ибн-Фадлан говорит о вооружении русов, что мечи их франкские. /Современные переводчики уточняют, что «франкские» - в смысле «как у франков»./ Но другой хронист, его современник Ибн-Руста (910 г), называет русов владельцами слиманских мечей. Их сведения примиряет трактат Аль-Кинди (840 г), в котором он пишет, что франкские и слиманские мечи схожи тем, что выкованы из нармохана и шабурхана, но узор слиманских мечей более мелкий, блестящий и редкого искусства (вспомним плетенку из проволок). В конце концов Аль-Кинди подытоживает, что, в сущности, франкские и слиманские мечи одинаковы. Добавлю от себя, что и те и другие одинаковы с «нидамскими» мечами.
Вроде бы все ясно, но есть одна специфическая загадка русских мечей. В «Слове о полку Игореве», повествующем о походе в 1185 году князя Игоря Святославича на половцев, говорится о мечах и копьях «харалужных», которыми были вооружены русские воины. Загадочные «харалужные» мечи, «харалуг» упоминаются лишь в «Слове…» и еще в «Задонщине» середины 15-го века, а позже при описании оружия используется слово «булат» и другие привычные термины. Вероятно, это произошло из-за постепенного прекращения производства оружия с харалужным типом узора – как раз где-то на рубеже 12-го века.
О происхождении столь редкого слова «харалуг», «харалужный» существует несколько версий, выдвинутых разными авторами. Первая версия увязывает термин харалуг с названием ввозимого с Запада оружия - франкских мечей и копий, ныне попросту именуемых каролингами в честь династии Каролингов.
Но здесь полное несоответствие. Во-первых, применение термина «каролингский меч» началось лишь в 19-м веке и принятие этой версии сразу напоминает о предположении, что «Слово о полку Игореве», равно как и «Задонщину», сочинили-подделали именно в 19-м веке. Авторство приписывали даже Пушкину, но он наотрез отказался, сказав что сам он «Слово» не писал, а у всех прочих поэтов вместе взятых не хватит таланта на один «Плачь Ярославны». Вторым, несокрушимым доводом против увязки харалуга с Каролингами служит цитата из «Слова» - «Храбрые сердца ваши из харалуга крепкого скованы», т.е. здесь прямое указание не на форму-тип-происхождение, а на материал оружия.
Указание на материал отметает и вторую версию, по которой всячески обыгрывается созвучность названия с тюркским словом «кара» – черный, причем слово каралык значит чернота. Соответственно, простейший, лобовой вариант термина «харалужный» это черные, вороненные клинки.
И наиболее обоснованной кажется третья версия, по которой харалуг производят от названия тюркского племени карлук или харлуг. Они с 5-го века жили на территории от Алтая и Западной Монголии до Средней Азии и среди прочих племен участвовали в разгроме Восточного тюркского каганата, который славился своим оружейным делом.
Есть свидетельство жившего в 8-9 веке арабского лингвиста аль-Бахили: «И рассказывали нам о мечах, известных по Великому Пути, прозываемых карлужскими, что они не как мечи хуннов или калаийцев, мечи людей тегрек или он-ок бодун. Известно нам, что мечи джабгу (карлуков), что селятся на горе Артаг, видом своим подобны тигровому камню. Утверждают достоверно, что оценивают их не по тому разумению, что имеют цвет нафта (нефти) или выделываются из воды черного железа, но только по тому, что выделывают их караханиды."
Как видим, он отрицает черный цвет мечей и их название относит лишь к изготавливающему их племени.
Не претендуя на истину, могу дать свой вариант объяснения слова «харалуг». Свою армейскую службу я проходил в Монголии, поэтому вспомнился мне ее правительственный орган «Великий Хурал». Если провести аналогию со словом «хурал» – собрание, сбор, тогда термин «харалужный» будет обозначать клинок, собранный из отдельных полос. В пользу такого толкования говорит и то обстоятельство, что помимо мечей в поэме говорится и о «копьях харалужных», а копья профессиональных воинов того времени изготавливали по той же схеме, что и мечи - из отдельных полос.
Если «в общем и целом» смысл понятен, то порывшись в деталях можно найти много интересного и не вполне ясного, что сразу дает простор для свежих, хотя и незрелых идей. Например, есть свидетельство Плиния, что те же римляне для своих мечей использовали литую сталь, привозимую от народа сереров - как полагают, тамилов Шри-Ланки (Цейлона). Ну, сразу же всплывает «вутц» и все такое прочее. Заодно можно сказать «ага!» и вспомнить производителей литой стали из Северного Афганистана – племя карлук или карлуж, откуда до «харалужных» мечей один шаг. Тогда и мелкий блестящий узор слиманских мечей объяснить можно. Ясное дело, русские богатыри булатными мечами махали!
Похожих на правду версий можно выдвигать много, но их придется притягивать за уши, которые будут потрескивать от недостатка фактических данных. Итак, окинув взором тему «русских» мечей, вслед за древним философом могу сказать, что я знаю только то, что ничего не знаю. И вслед за ним же добавить, что другие не знают даже и этого.